MES-Система

MES (Manufacturing Execution System) — производственная исполнительная система

ЧТО ТАКОЕ MES-СИСТЕМА

MES — это специализированные программные комплексы, которые предназначены для решения задач оперативного планирования и управления производством. Системы даного класса призваны решать задачи синхронизации,координировать, анализировать и оптимизировать выпуск продукции в рамках определённого производства. MES-системы являются промышленными комплексными либо программными средствами, работающими в среде мастерских или производственных предприятий.

Система управления производством — это связующее звено между ориентированными на хозяйственные операции ERP-системами, системами планирования цепочки поставок и деятельностью в реальном масштабе времени на уровне производственных линий и оборудования.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ MES-СИСТЕМ В РОССИИ И МИРЕ

MES — это специализированные программные комплексы, которые предназначены для решения задач оперативного планирования и управления производством. Системы данного класса призваны решать задачи синхронизации,координировать, анализировать и оптимизировать выпуск продукции в рамках определённого производства. MES-системы являются промышленными комплексными либо программными средствами, работающими в среде мастерских или производственных предприятий.

Сдерживающим фактором, является широкий выбор систем управления предприятием иностранных и отечественных производителей. Для заказчика такое многообразие систем и производителей, а также отсутствие методики по выбору системы для конкретного предприятия является фактором риска. Из-за этого решение о внедрении системы может откладываться, несмотря на назревшую необходимость повышения эффективности управления производством.

Влияние MES на производство

Увеличение производительности:
90%
40%
Уменьшение производительного цикла:
60%
20%
Уменьшение использования энергоресурсов:
50%
15%
Уменьшение себестоимости:
30%
10%
Предприятия, использующие MES
Предприятия, не использующие MES
Изменение производственно-экономических параметров предприятий в мире на протяжении 3 лет после внедрения MES

Внедрение MES без изменения бизнес-процессов может принести больше вреда, чем пользы

ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПРОЕКТАХ

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ MES-СИСТЕМ

  • 1

    Организация рабочей группы

    Необходимо организовать рабочую группу из сотрудников компании, в обязанности которой будет входить:

    первичное изучение системы

    ознакомление с системой других сотрудников предприятия

    взаимодействие с компанией-поставщиком системы (Интегратором)

    Для небольших предприятий рабочая группа может состоять из одного ответственного специалиста

  • 2

    Изучение возможностей системы ответственным специалистом

    Ответственный специалист, используя инструкции Интегратора, устанавливает систему на компьютерах предприятия, после чего детально изучает систему, используя сопроводительную документацию.

  • 3

    Обеспечение ввода исходных данных

    Необходимо обеспечить своевременный и постоянный ввод данных о заказах. Данные вводятся по мере поступления заказов. Заказы должны быть детализованы («разузлованы») до отдельных технологических операций.

    Руководству предприятия необходимо четко определить, кто именно будет создавать или генерировать новые заказы.

  • 4

    Реализация поддержки имитационной модели процесса производства

    Регулярно импортируя в систему данные о новых заказах, ответственный сотрудник на данном этапе выполняет функции цехового диспетчера:

    осуществляет при помощи системы составление производственного расписания;

    насколько это возможно, корректирует расписание в масштабе реального времени в соответствии с информацией, полученной от рабочих или цехового мастера.

  • 5

    Обеспечение ввода информации средствами удалённого доступа

    Предприятие приобретает необходимое количество дешевых персональных компьютера (можно б/у). Ответственный специалист устанавливает их в местах, доступных персоналу (рабочим) и объединяет эти компьютеры в локальную сеть с машиной, на которой установлен основной программный модуль системы. После этого ответственный специалист устанавливает на компьютеры программу удаленного доступа и обучает персонал работе с ним.

    После обучения персоналу вменяется в обязанность своевременно вводить информацию о начале и окончании каждой операции. Ввод этой информации элементарен (ввод пароля и нажатие кнопки), однако мы рекомендуем руководству предприятия рассмотреть вопрос о поощрении сотрудников за своевременный и аккуратный ввод данных.

  • 6

    Анализ результатов использования системы

    При выполнении этапов 1-5 можно будет считать, что система прошла стадию базового внедрения. Станут более понятными и возникающие проблемы и необходимые работы по адаптации. Интегратор сможет общаться с предприятием, используя его терминологию, а предприятие сможет формулировать вопросы с учетом набора ключевых понятий и возможностей системы.

  • 7

    Более глубокая адаптация

    В случае возникновения у предприятия потребности в более глубокой адаптации системы, проводится совместный анализ пунктов для дальнейшей адаптации. Затем составляется план их реализации.

    Как показывает наш опыт внедрения, часть вопросов удастся решить организационными методами и правильной настройкой системы (при этом Интегратор оказывает информационную поддержку).

    Другая часть вопросов потребует создания вспомогательных программных модулей и надстроек (составляется отдельный договор).

    Сроки и способы дальнейшей адаптации будут зависеть от пожеланий и возможностей предприятия.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ MES, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АССОЦИАЦИИ MESA

1

Контроль состояния и распределения ресурсов (RAS)

Это функциональность MES-систем обеспечивает управление ресурсами производства (машинами, инструментальными средствами, методиками работ, материалами, оборудованием) и другими объектами. В рамках этой функции описывается детальная история ресорсов и гарантируется правильность настройки оборудования в производственном процессе, а также отслеживается состояние электрооборудования в режиме реального времени

2

Оперативное/Детальное планирование (ODS)

Эта функция обеспечивает оперативное и детальное планирование работы, основанное на приоритетах, атрибутах, характеристиках и свойствах конкретного вида продукции, а также детально и оптимально вычисляет загрузку оборудования при работе конкретной смены

3

Диспетчеризация производства (DPU)

Обеспечивает текущий мониторинг и диспетчеризацию процесса производства, отслеживания выполнение операций, занятость оборудования и людей, выполнения заказов, объёмов, партий и контролирует в реальном времени выполнение работ в соответствии с планом. В режиме реального времени отслеживаются все происходящие изменения и вносятся корректировки в план цеха

4

Управление документами (DOC)

Контролирует содержанием и прохождение документов, которые должны сопровождать выпускаемое изделие, включая инструкции и нормативы работ, способы выполнения, чертежи, процедуры стандартных операций, программы обработки деталей, записи партий продукции, сообщение о технических изменениях, передачу информации от смены к смене, а также обеспечивает возможность вести плановую и отчётную цеховую документацию. Предусматривается архивирование информации

5

Сбор и хранение данных (DCA)

Эта функция обеспечивает информационное взаимодействие раздичных производственных подсистем лоя получения, накопления и передачи технологических и управляющих данных, циркулирующих в производственной среде предпрития. Данные о ходе производства могут вводиться как вручную персоналом, ак и автоматически с заданной периодичностью из АСУТП или непосредственно с производственных линий

6

Управление персоналом (LM)

Предоставляет информацию о персонале с заданной периодичностью, включая отчёты о времени и присутствии на рабочем месте, слежение за соответствием сертификации, а также возможность учитывать и контролировать основные, дополнительные и совмещаемые обязанности персонала, такие как выполнение подготовительных операций, расширение зоны работы

7

Управление качеством продукции (QM)

Предоставляет данные измерений о качестве продукции, в том числе и в режиме реального времени, собранные в производственного уровня, обеспечивая должный контроль качества и заостряя внимание на критических точках. Может предложить действия по исправлению ситуации в данной точке на основе анализа корреляционных зависимостей и статистических данных причинно-следственных связей контролируемых событий

8

Управление производственными процессами (PM)

Отслеживает заданный производственный процесс, а также автоматически вносит корректировку или предлагает соответствующее решение оператору для исправления или повышение качества текущих работ.

9

Управление производственными фондами (техобслуживание, MM)

Поддержка процесса технического обслуживания, планового и оперативного ремонта производственного и технологического оборудования и инструментов в течение всего производственного процесса.

10

Отслеживание истории продукта (PTG)

Предоставляет информацию о том, где и в каком порядке велась работа с данной продукцией. Информация о состоянии может включать в себя: отчет о персонале, работающем с этим видом продукции, компоненты продукции, материалы от поставщика, партию, серийный номер, текущие условия производства, несоответствия установленным нормам, индивидуальный технологический паспорт изделия.

11

Анализ производительности (PA)

Предоставляет отчеты о реальных результатах производственных операций, а также сравнивает с предыдущими и ожидаемыми результатами. Представленные отчеты могут включать в себя такие измерения, как использование ресурсов, наличие ресурсов, время цикла производственного ресурса, соответствие плану, стандартам и другие.

ЗНАЧИМЫЕ РАБОТЫ

Построение системы управления производственным процессом по выпуску листов и плит из алюминиевых сплавов в новом прокатном комплексе ОАО «КУМЗ»

ОАО «Узбекуголь». Автоматизированная информационная система централизованного диспетчерского контроля работы разреза «Ангренский»

ООО «Тулачермет-Сталь». Системы оперативного управления производством по выпуску сортового проката в литейно-прокатном комплексе («СОУП ЛПК»)

ПАО «АМЗ». Листопрокатный цех №1

ПАО «ММК». Интеграционный комплекс автоматизации аглофабрики №5

ПАО «ММК». КХП. Интеграционный комплекс автоматизированной системы управления производственным процессом

АО “МХК “ЕвроХим”. Интеграционный комплекс автоматизации Комплекса по производству фосфоритной муки.

ОАО “НЛМК”. Система ведения нормативно-справочной информации (PDM) для систем планирования

ОАО “НЛМК”. Система подготовки заказов и генерация маршрутов для систем планирования

ИСТОРИЯ ОТДЕЛА MES

«Первый проект по созданию MES-системы начался в 2011 году. Мы подписали контракт с Ашинским металлургическим заводом, который доверился нам и с которым мы работаем до сих пор. Созданная нами система учёта и управления производством все ещё живет и развивается вместе с заводом»

А. В. Кочнева — начальник отдела MES КОНСОМ ГРУПП

Вскоре, практически одновременно с этим проектом, отдел приступил к работе над следующим, не менее важным. Проект для Каменск-Уральского металлургического завода был комплексным. Он охватывал построение системы управления производственным процессом по выпуску листов и плит из алюминиевых сплавов в новом прокатном комплексе ОАО «КУМЗ». В этом проекте объединили в одну систему несколько смежных областей читать далее

  • проект MES цехов горячей и холодной прокатки;
  • полную интеграцию со всеми технологическими агрегатами в автомате;
  • систему управления сетевой инфраструктурой;
  • интеграцию систем энерго- и электрообеспечения комплекса

Организация рабочего процесса всегда является сложной задачей. Нужно обеспечить правильное и эффективное взаимодействие между отделами, в отношениях с заказчиком и внутри команды. Специалисты отдела — аналитики и разработчики — работают, как звенья единой цепочки, и общий результат зависит от труда каждого. Первыми в работу вступают аналитики, и лишь после того, как они выполнят свои задачи (построение и согласование бизнес-процессов, выяснение всех потребностей заказчиков и т.п.), за работу берутся разработчики.

Внутри отдела выделились и развиваются разные направления в разработке, поэтому сформировались несколько команд. Одна специализируется на прикладных элементах MES (модули, приложения и т.д.). Другая команда занимается разработкой единой архитектуры MES с точки зрения общей концепции и идеологии, что позволяет создавать одну платформу на разных предприятиях. Третья команда разрабатывает решения для систем планирования.

На сегодняшний день в отделе очень богатый портфель проектов, каждый из них является значимым для отдела. Среди наших заказчиков ПАО «Ашинский металлургический завод» (Amet), ОАО «КУМЗ», ООО «Тулачермет-Сталь» (ТЧМС), ПАО «Новолипецкий металлургический комплекс» (НЛМК), ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), ПАО «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ), АО «МХК «ЕвроХим»», ОАО «УзбекУголь». Разработки покрывают сталеплавильное, сортовое, прокатное, горнодобывающее и обогатительное производства, а также решения для систем планирования.

В 2015 году в КОНСОМ ГРУПП на должность начальника MES-отдела пришла Кочнева А. В. Благодаря заключенным будущим перспективам в период с 2015 по 2020 года, численность отдела выросла до 30 человек, в составе которых оказались разработчики, бизнес-аналитики и архитекторы. Это говорит о том, что решение КОНСОМ ГРУПП MES востребованы на рынке и актуальны для Заказчиков.

СОСТАВ ОТДЕЛА MES

Численность отдела 27 человек:

  • 1 — начальник отдела
  • 4 — ведущих специалистов
  • 5 — ведущих инженеров
  • 10 — инженеров 1 категории
  • 2 — инженера 2 категории
  • 5 — инженера 3 категории
photo

ТЕХПОДДЕРЖКА 24/7

photo

МЫ ГАРАНТИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТ!

photo

Кочнева Александра Валерьевна

Начальник отдела MES
+7 982 305-76-19